Суббота, 04.05.2024, 07:52Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Прогноз погоды

Шарбакты

Соц.опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 37

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Проекты

АВТОМОБИЛЬ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Н. А.Бегалинова, ГУ «средняя общеобразовательная школа с гимназическими классами Щербактинского района»

Руководитель – В.М. Ерёменко, учитель физики  и информатики

 

Автомобиль - это наиболее распространенное и наиболее не экологичное средство наземного безрельсового транспорта, важнейший фактор формирования городской и сельской экологии среды. На долю автомобилей в крупных городах РК приходится в среднем 50-60% загрязнения атмосферы. Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой – отравляет её в самом прямом смысле слова.

Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется вынос из городской черты грузовых транзитных потоков.

«Город без автомобиля» мыслится как сочетание широких транспортных магистралей, где предоставляется простор для автомобильного движения, с микрорайонами, куда въезд транспорта запрещён или предельно ограничен и где люди ходят только пешком.

Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на горожан является организация пешеходных зон с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее эффективное, но более реальное мероприятие – это введение системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки.

Подавляющая  часть автомобилей размещается во дворах жилых домов, иногда на зелёных газонах и площадках отдыха. Это обстоятельство, прежде всего, ухудшает условия проживания населения. Прогрессивной тенденцией в решении проблемы хранения индивидуального автотранспорта является сооружение многоэтажных кооперативных гаражей и гаражей-гостиниц.

Вследствие нехватки гаражей тысячи индивидуальных автомобилей хранятся на открытых площадках, во дворах жилых застроек. Положение усугубляется ещё и тем, что сеть ремонтных служб для автомобилей личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое обслуживание своими силами, что они и делают, конечно, без учёта экологических последствий. Взять, к примеру, мойку автомобилей. Из-за нехватки моечных пунктов эту операцию зачастую выполняют на берегу реки, озера или пруда. Между тем автолюбители всё в больших объёмах пользуются синтетическими моющими средствами, которые представляют определённую опасность для водоёмов.

Один из основных источников шума в городе – автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Даже невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в ядовитые окислы азота.

К числу вредных компонентов относятся и твёрдые выбросы, содержащие свинец и сажу, на поверхности которой адсорбируются циклические углеводороды (некоторые из них обладают канцерогенными свойствами).

Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов.

Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.

Каждый автомобилист знает: вылить из шланга весь бензин в бак практически невозможно, какая-то часть его из ствола «пистолета» обязательно выплёскивается на землю. Немного. Но сколько сегодня у нас автомобилей? И с каждым годом их число будет расти, а, значит, будут увеличиваться и вредные испарения в атмосферу. Лишь 300 г бензина, пролитого при заправке автомобиля, загрязняют 200 тысяч кубических метров воздуха. Самый простой путь решения проблемы – создать заправочные автоматы новой конструкции, не позволяющие пролиться на землю даже одной капле бензина.

До конца XX столетия двигатель внутреннего сгорания остаётся основной движущей силой автомобиля. В связи с этим единственный путь решения энергетической проблемы автомобильного транспорта – это создание альтернативных видов топлива. Новое горючее должно удовлетворить очень многим требованиям: иметь необходимые сырьевые ресурсы, низкую стоимость, не ухудшать работу двигателя, как можно меньше выбрасывать вредных веществ, по возможности сочетаться со сложившейся системой снабжения топливом и др.

В значительно больших масштабах в качестве топлива для автомобилей будут использоваться заменители нефти: метанол и этанол, синтетические топлива, получаемые из углей. Их использование поможет существенно снизить токсичность и отрицательное воздействие автомобиля на окружающую среду.

Среди альтернативных видов топлива в первую очередь следует отметить спирты, которые можно применять не только как добавку к бензину, но и в чистом виде. Их главные достоинства – высокая детонационная стойкость и хороший КПД рабочего процесса, недостаток – пониженная теплотворная способность, что уменьшает пробег между заправками и увеличивает расход топлива в 1,5-2 раза по сравнению с бензином.

В последнее время широкое распространение получила идея использования чистого водорода в качестве альтернативного топлива. Интерес к водородному топливу объясняется тем, что в отличие от других это самый распространённый в природе элемент.

Хочется  верить, что грядущие поколения людей вернут Земле её первозданную красоту и чистоту. Улицы городов окажутся всецело во власти пешеходов, исчезнут клубы отработавших газов автомобилей. Коренным образом удастся усовершенствовать все виды транспорта, которые в полной мере сумеют удовлетворить постоянно возрастающие потребности в перевозках грузов и пассажиров, не угрожая при этом окружающей среде.

Использованная литература

1.         Аксёнов И.Я., Аксёнов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды.–М.: Транспорт, 1986.

2.         Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт.–М.:Транспорт, 1987.

3.         Кудрявцев О.К. Город и транспорт. – М.: Знание, 1975.

4.         Луканин В.Н., Гудцов В.Н., Бочаров Н.Ф. Снижение шума автомобиля. – М.: Машиностроение, 1981.

Хомяк Я.В., Скорченко В.Ф. Автомобильные дороги и окружающая среда. – Киев: Вища школа, 1983.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВРЕМЕННОМУ ОТОПЛЕНИЮ (ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ)

 

А. С.Калакша, ГУ «Средняя общеобразовательная школа с гимназическими классами Щербактинского района»

Руководитель – В.М. Ерёменко, учитель физики  и информатики

 

Кроме  привычных вариантов отопления с котлами, работающими на газе, солярке или дровах существуют и другие менее типичные способы "принести тепло в свой дом". Эти, альтернативные варианты отопления, использующие энергосберегающие технологии и являются темой моего выступления.

Существует целый ряд нетрадиционных энергосберегающих технологий, способных составить конкуренцию применяемым для отопления привычным теплогенераторам.

Использование в качестве топлива возобновляемых источников энергии, в частности биомассы, позволяет не только экономить невозобновляемые виды органического топлива (газ, уголь, продукты переработки нефти), но и положительно сказывается на экологической обстановке.

Вариантов биотоплива, которые могут служить источником получения энергии достаточно много. В частности это могут быть отходы, образующиеся при деревообработке, неликвидная древесина, остающаяся при лесозаготовках, излишки соломы, остающейся на полях и т.д.

Не так давно появились технологии позволяющие создавать системы отопления на базе сжигания соломы. При этом автоматическое управление топливной системой позволяет достичь максимально полного сжигания газовых составляющих с КПД до 95 %.

Стоит отметить, что в этом случае решаются сразу две задачи. Во-первых, создается альтернативная система отопления не требующая наличия магистрального газа или подвоза жидкого топлива (солярки и т.д.). А во-вторых, отпадает необходимость сжигания излишков соломы на полях. При этом солома зерновых культур - это очень энергоемкая биомасса, и один рулон соломы диаметром 1,8 м и весом 330 кг заменяет примерно 140 литров дизельного топлива и имеет теплоту сгорания 140 кубометров природного газа.

Как известно, в результате бактериального разложения органических отходов выделяется так называемый биогаз. Одним из направлений современной биоэнергетики является его сбор и использование в качестве топлива.

По способу добычи биогаза и исходному сырью это топливо условно можно разделить на три типа.

Биогаз, получаемый с помощью переработки бытовых и сельскохозяйственных отходов индивидуальных фермерских хозяйств и животноводческих комплексов.

Биогаз, получаемый на установках по переработке сточных вод.

Газ, получаемый на мусорных свалках.

В частности, существуют газгольдеры, которые могут быть установлены в районе крупных свалок отходов или на станциях сточных вод. Конструктивно газгольдер представляет собой шаровой сегмент, выполненный из полиэфирной ткани с двухсторонним покрытием ПВХ (внешняя мембрана). Внутренняя мембрана, изготовленная из того же материала, разделяет полость газгольдера на две изолированные части. Одна из них заполняется под давлением воздухом (для придания конструкции жесткости), а в другую, представляющую из себя мешок шарообразной формы, поступает газ. Объем этих двухмембранных газгольдеров может быть от 100 до 2150 кубических метров.

Существуют и совсем непривычные для нас варианты использования биогаза. Так в Швеции уже выпущен первый в мире экологически чистый пассажирский поезд, работающий на биологическом газе. Такой поезд способен перевозить до 54 пассажиров и проезжать до 600 километров без дозаправки, развивая скорость до 130 км/ч.

Гелиоэнергетика (от греческого Helios — солнце) или солнечная энергетика - один из наиболее перспективных видов альтернативной энергетики. Полное количество солнечной энергии, поступающей на поверхность Земли за неделю, превышает энергию всех мировых запасов нефти, газа, угля и урана.

Солнечные батареи (или фотоэлектрический преобразователь, сокращенно ФЭП) служат для получения электрической энергии от света солнца. В ясную погоду на землю в среднем падает 100 Ватт световой энергии на 1кв метр от солнца. В зависимости от местности участка земли солнечная энергия приходит неравномерно из-за облачности в пасмурную погоду. Исходя из этого, прежде чем ставить солнечные батареи с целью добычи электричества, нужно рассчитать эффективность применения данного метода.

Самый эффективный тип солнечных батарей изготавливают из монокристаллического кремния. Кпд таких ФЭП доходит до 24%. Реальные солнечные модули имеют эффективность до 17.5%. Срок эксплуатации, рассчитанный практическим методом более 25 лет. Использование солнечных батарей для отопления пока можно рассматривать только как дополнение к основному источнику энергии, а также как источник электроэнергии для системы автоматики.

Использовать энергию Солнца можно и без превращения ее в электричество. Установки, собирающие, сохраняющие и передающие это тепло, называются солнечными коллекторами. Солнечный коллектор - это специальный теплообменник, в котором энергия солнечного излучения преобразуется в тепло. Солнце нагревает воду в трубках, горячая вода накапливается в баке и потом это тепло используется для нагрева водопроводной воды или отопления. Дома, оборудованные такими системами обычно называются «солнечными домами». Такой дом стоит несколько дороже, чем обычный, но он позволяет резко сократить коммунальные платежи - на 50-70%.

Тепловые насосы — современная технология энергосбережения и экономии энергоресурсов, источник получения альтернативной тепловой энергии систем отопления и горячего водоснабжения для помещений. Основное отличие теплового насоса от других генераторов тепловой энергии, заключается в том, что при производстве тепла 75% энергии берется из окружающей среды, а остальные 25% — это электрическая энергия, необходимая для работы компрессора теплового насоса. Тепловой насос «выкачивает» солнечную энергию, накопленную за теплое время года в окружающей среде (в грунте). То есть для производства 4 кВт тепловой энергии Вам необходимо затратить всего лишь 1 кВт энергии электрической — налицо существенная экономия на оплате электроэнергии.

Наиболее простой в реализации является схема включения теплового насоса на забор тепла грунтовой воды, перекачиваемой из скважины в скважину. Грунтовые воды — хороший аккумулятор солнечного тепла. Даже в холодные зимние дни они сохраняют постоянную положительную температуру. В этом их преимущество. По причине неизменного температурного уровня источника тепла коэффициент мощности теплового насоса остается высоким в течение всего года.

В заключении хочется отметить: несмотря на то, что альтернативные возобновляемые источники энергии пока не получили широкого распространения в Казахстане, несомненно за ними будущее.

Литература:

1.                  «Закон об энергосбережении» РК

2.                  Гершкович В.Ф. Как отобрать теплоту грунта с целью ее использования в тепловом насосе. Издательство: ЧП "Энергоминимум", 2008 г.

3.                  В.Г. Лисиенко, Я.М. Щелоков, М.Г. Ладыгичев.  Рациональное сжигание, управление и технологическое использование. Издательство: Теплотехник, 2004 г.

4.                  Лисиенко В.Г., Щелоков Я.М., Ладыгичев М.Г. Хрестоматия энергосбережения. Издательство: Теплоэнергетик, 2005 г.

Ливчак В. И. И все-таки централизованное теплоснабжение на базе теплофикации! // Энергосбережение. – 2008. – № 2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУСУДАМИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Ю.И. Олейник, ГУ «средняя общеобразовательная школа с гимназическими классами Щербактинского района»                                                                                                                                                          

Руководитель – Г.Г. Осенняя, зам директора по инновациям

 

Кусудама (от японского «лекарственный шар») – бумажная модель, которая обычно формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Ее часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Кусудами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

-способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

-стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность, приемы и способы складывания;

-совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.

Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Занятия кусудамы с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. 

Кусудами манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги, это даже не фокус, это  чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь - процесс, а не конечный результат.

Практика кусудами в арт - терапии дает стойкий положительный эффект, о чем свидетельствует опыт врачей разных стран мира в течение почти двух десятков лет. .

Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Большой интерес представляют попытки некоторых арт-терапевтов расширить границы своих исследований за счет использование нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоции.



ГУ "СОШ с ГК Щербактинского района" © 2024